Карачай и Балкария в составе России

Светлана Алиева
Карачай и Балкария в составе России

   Новая и новейшая история Карачая и Балкарии от присоединения к Российской империи до конца ХХ столетия – вполне оснащена документами, хранящимися в российских и местных архивах, и национальной памятью народа, но так же еще не написана. Она рассыпана по отдельным этнологическим статьям и обзорным тематическим очеркам, авторы которых озадачены не изложением объективной истины, а утверждением политических интересов господствующей идеологии- и в ХIХ и в ХХ веках. А история Балкарии и Карачая незаурядна при всей своей типичности и весьма показательна для национальной страны.

   Присоединение Балкарии и Карачая к России началось с демонстрации силы и мощи империи, выразившейся в погромах аулов, в поджогах и массовых убийствах. Как свободолюбивые горцы Карачая и Балкарии могли на это ответить? Только так, как поется в живущей по сей день песне «ХАСАУКА»:

Кричит дауле: «Хахай, тревога!
Всех родичей, друзей Карачая зовите,
Пусть быстро примчаться к нам,
В черный день окажут помощь.

Кровавый царь совершает много насилий.
Давайте, парни!
Армия царя уже на подступах.
Царь хочет напиться нашей крови,
И в тесном ущелье не дает спокойно жить.

Враг пришел, дошел до Хасауки,
Удобные дороги узнал от Амантиша.
Это князь- чанка нас предает,
Ценой Карачая наедается.

У генерала таки- душевные друзья,
Прямо его рукава, полы.
Это они- наши прямые враги.
К ним у нас очень много исков.

Если это генерал нас победит-
Когти свои в нас вонзит,
Рвать будет нас, уничтожать,
Данью сдерет с нас кожу.

От зла пока мы не сварились,
Пока не попали в плен к злодею,
Объединимся, и о дальних вспомним,
В родном ущелье свой край защитим!

Горные львы! Выходите смело,
Вражье войско валите быстрее!
Пусть рука ловко нажимает курок,
Пусть покраснеют от вражьей крови дороги Хасауки!»

Эбекку улу пошел в крепость за серой,
Очень старался найти ее-
Лавиной завалило огненную жилу.
«О боже!»- сказал Дауут, прикусив губу.

Набрав в одну ладонь огня,
Начал искать не достающее к нему.
Ракитник покрошил,
Серу добавил, все перемешал.

Состав в форму разлили,
Готовые свинцовые пули во врага полетели.
Одному толстому попали в грудь,
Многих подобных ему свалили в пропасть.

В руках смельчаков джигитов
Горские ружья полили беспрерывно.
Все дороги на подступах к Хасауке
Наполнились мертвыми телами.
С воинственным кличем
Горец прыгает с камня на камень,
Смельчак парень- пусть генерала убьет,
Голову его отрежет и принесет нам.

Батыр Умар смело идет.
«Не бойтесь!»- кричит и убивает врагов.
«Догоняйте!»- поджидает отставших,
стреляет и валит врагов одного за другим.

Но вот пуля попала в славного нашего Умара.
В недобрый день он оседлал своего Чубара.
Должен был родиться для такого дня.
Даулет идет закрыть его очи.

Когда кончился огонь, пули кончились,
Деревья, камни взамен огня- ядер полетели.
Хоть стальные тела у войнов львов устали,
Но врагов- офицеров свалили на камни.

Эта битва- война еще долго длилась бы,
И голова генерала досталось бы нам-
Да мало бойцов, на место погибших некому встать.
И оружия нет, воевать нечем.

Враг ворвался.
Цепью по ущелью идет вверх.
Батыр Кайтук взглянул на детей:
Маленькие горцы. Они подрастут
И за пролитую кровь своих отцов отомстят.

   Битва при Хасауке состоялась 2 ноября 1828 года ( даты даются по новому стилю). В ней карачаевцы потерпели поражение, закончившееся официальным присоединением к России. Однако стычки горцев с российской армией продолжались вплоть до конца ХIХ века.

   В истории Карачая и Балкарииначалась новая эпоха, ознаменованная медленным, растянувшимся на столетие поворотом национального сознания от юго-востока к северо-западу, постепенным отходом от привычных образов и духовных привязанностей, признанием и освоением славянской, русской и через нее европейской культуры. Процесс этот происходил быстрее в состоятельной верхушке народа, озабоченной сохранением положения в новых исторических условиях. Сыновья князей и состоятельных узденей направлялись для получения образования уже не на восток, в мусульманские центры, а в Россию, в русские гимназии, военные училища.

   Ко второй половине ХIХ столетия вопрос этнического самосохранения обострился до такой степени, что карачаевцы и балкарцы вынуждены были прислушаться к идее россий ского правления о выезде к единоверцам за рубеж. Места на родной земле не оставалось, умирать голодной смертью никому не хотелось, терпеть притеснения — тоже, а тут сулили деньги на проезд и богатую жизнь в Турции и странах Ближнего Востока. Где-то сокрыты точные цифры подневольных эмигрантов, которые караванами выводились за рубеж через Грузию к турецкой границе и к Черному морю через Екатеринодар (ныне Краснодар). Таких исходов было организовано: крупных четыре , а более мелких – без счета с середины XIX века до первой мировой войны в ХХ веке. Сколько карачаевцев и балкарцев покинуло родные горы? Цифру предстоит выяснить историкам, но, думаю, не менее половины общей численности этноса.

   В русской культуре, на страницах литературно – художественной и научной печати появились имена народов Северного Кавказа. Затем – романтические произведения о них, принадлежавшие перу Пушкина, Лермонтова, Бестужева – Марлинского, Льва Толстого и их многочисленных эпигонов. Кстати, по преданию, Бестужев – Марлинский, тело которого так и не нашли, не был убит, а перешел на сторону карачаевцев, принял их веру, женился и положил начало новой карачаевской фамилии. Его потомки затерялись в депортации 1943-1957 гг. в Средней Азии…

   Горцы Северного Кавказа вошли в моду ( одежда, вольнолюбие, поступки ), вся в целом кавказская экзотика увлекла российскую интеллигенцию. Она – то и сформировала романтизированную ( возвышенно злодейскую, поскольку горцы все же воспринимались как дикое и вражье племя) репутацию горских народов, очень живучую и существующую и по сей день, хотя ни в XIX, ни в ХХ столетиях она не отвечала реальному горскому характеру.

   Во второй половине XIX века в среде карачаевцев и балкарцев появились первые горцы, получившие образование в русских гимназиях, военных училищах и даже университетах. Они – то и стали называться первыми национальными просветителями, которые выступали проводниками и перводчиками для российских ученных, исследовавших край, помогали им записывать фольклор, составлять карты, собирать этнологический материал, писали сами очерки и статьи, зарисовки и пересказы родного фольклора, просвещая не столько земляков, сколько русскоязычного читателя в попытке сломать репутацию злодея и дикаря, поведать миру о красоте, духовном богатстве , благородстве горцев.

   Присоединение народов Северного Кавказа принято считать прогрессивным. Так ли это – трудно сказать. Единственный ли это был путь к цивилизации? А если бы народы региона сохранили свою независимость? Думается, на рубеже XIX и ХХ веков начавшиеся научно – технические революционные преобразования никого не оставили бы в стороне, тем более не могли на них не откликнуться предприимчивые, любознательные, быстрые в восприятии открытий времени горцы, в том числе карачаевцы и балкарцы.

   Важно другое: у балкарцев и карачаевцев небыло выбора. Они были лишены этого естественного права уже потому, что они оказались в исторической неволе у российской власти. Но они сумели и в этих негативных обстоятельствах не остаться за бортом общего цивилизационного прогресса, органично вписались в него, всегда шли в ногу со временем.

   В 1939 году у народов Северного Кавказа , в том числе у карачаевцев и балкарцев, произведена смена письменности с латинской графики на кириллицу, менее отвечающую звуковым особенностям языка. Обученные за 22 года читать и писать латиницей переучивались, все издания на латинице изымались из обращения…

   Великая Отечественная война. Цвет карачаевского и балкарского народов пошел защищать Родину, свободу и независимость. Но представленные к высшим наградам за доблесть не получили их: был найден предлог для искоренения неугодных Стаоину этносов ( согласно программе 1930 года ) – измена родине. После ухода Красной Армии и до прихода гитлеровцев отряд НКВД выполнил спецзадание Берии: сжег вместе со всеми жителями 5 балкарских аулов в Черекском ущелье- Сауту, Глашево, Мухол, Верхняя Балкария, Огъары Чегет… их уничтожение же приписали балкарским диверсантам и дизертирам, из-за чего и вынуждены , мол, были советские власти наказать весь балкарский народ. В считанные часы 8 марта 1944 года, стариков, женщин, детей, больных погрузили в товарные вагоны и вывезли в Среднюю Азию и Казахстан. С карачаевцами по такому же ложному обвинению расправились 2 ноября 1943 года – депортировали их туда же. Горцев — в Голодную степь в пустынные районы. Депортация целых народов – в нашем случае субъектов (!) РФ (РСФСР) карачаевцев и балкарцев – явилась редкостным по цинизму и антиконституционности волюнтаристским актом. Депортация тотальная национальному признаку , но по типу политической ссылки с последующим лишением всех гражданских прав – запретом на язык, национальное имя, культуру, с исключением из списка народов СССР и, следовательно , всего мира, угрозой каторги без суда и следствия за выезд с места приписки без разрешения спецкоменданта. Сама депортация неотапливаемых, неприспособленных для перевозки людей товарных вагонах , да еще в зимнее время. По дороге охрана выбрасывала умерших из вагонов под железнодорожную насыпь вдали от населенных пунктов…

   До места довезли чуть более половины откровенно уничтожаемогонарода, на месте в первые годы погибла от голода , холода, болезней еще треть. Выжившие все 13 лет депортации реабилитировали себя в глазах простых людей , ждали и надеялись на торжество справедливости. Указ о возвращении на Родину был воспринят с такой же радостью и слезами, как и весть о Победе в Великой Отечественной войне.

   Вернулись.

   Вернулись в разрушенные , заросшие сорняками аулы, к разоренным очагам. Жизнь целого покаления ушла на то , чтобы построить их вновь. Возвели крышу над головой, и начались бесконечные нерешаемые проблемы: в балкарских и карачаевских аулах самые убогие школы и клубы, практически отсутствует медицинское обслуживание, самая высокая детская смертность, молодежи работать негде, приходится уезжать в поисках заработка… призванные на воинскую службу молодые карачаевцы и балкарцы дискриминированы как представители репрессированных народов , их определяют на неквалифицированные работы, не допуская никакого обучения…

   Все эти годы карачаевцы и балкарцы поражали сдержанностью и целеустремленностью к восстановлению своего национального достоинства.

   Карачаевцы и балкарцы остаются в списке малочисленных народов РФ, но трезво, критически и творчески независимо мыслящими современниками, полезными не только у себя в горах, но и для всей страны. Продекларированная государственность в объединении с чуждыми по языку и политическим устремлениям народами- Кабардино – Балкарская и Карачаево – Черкесская республики – остается фикцией

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии