И.Х. Байрамуков, А.И. Байрамукова
Карачаевск
Жизнь и деятельность И.М. Байрамукова, родившегося 25 августа 1869 года в ауле Хурзуке, протекала в важный переломный период в истории горцев Северного Кавказа: вторая половина XIX века была для северокавказских народов временем углубленных экономических и политических связей с русским народом. Это неизбежно вело к постепенным изменениям в материальной и духовной культуре горских народов, в том числе у карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев. Под влиянием более передовой русской культуры в значительной степени меняется система образования. До 70-х годов в Карачае и Черкесии не было ни одной светской школы. Единственным типом учебных заведений были мусульманские школы — медресе. Обучение в медресе сводилось к бессмысленному заучиванию текстов из Корана, так как не только ученики, но и учителя — муллы в большинстве случаев не знали арабского языка. Никаким другим наукам, кроме закона Божьего, детей в медресе не учили. «Существующие в большинстве аулов туземные школы при мечетях, — писала газета «Терские ведомости», — не играют ровно никакой просветительской роли <…> ученик, пробыв в ученье 3-4 года, оставлял школу с таким же запасом знаний, с каким он входил в нее, т.е. вполне неграмотным». Развитие же и углубление торгово-экономических связей горцев с русским населением, близость от их селений не только казачьих станиц, но и курортов Кавказских Минеральных Вод создавали практическую необходимость в получении определенной грамотности, в знании русского языка, умении читать, писать и считать. Объективно на повестку дня встал вопрос об открытии русских светских школ в горских аулах.
Первая светская школа в Карачае была открыта в сентябре 1878 года в ауле Учкулан. Одним из инициаторов ее открытия был Магомет Кючюкович Байрамуков (1823-1898) — кадий (главное духовное лицо) карачаевского народа, хорошо образованный для своего времени, либеральных взглядов человек, умный и дальновидный политик. Тягу к знаниям, просвещению, вкус к политике он получил в наследство от своего отца Кючюка Дебоевича Байрамукова (1772-1862), вошедшего в историю Карачая под именем Дебо улу Кючюк. Это был широко образованный человек, много лет учившийся в Дагестане, хорошо знавший арабский, турецкий, русский языки, много путешествовавший по Кавказу, Арабскому Востоку и изучавший жизнь, историю, литературу многих народов. Дебо улу Кючюк обессмертил свое имя как автор высокохудожественных свободолюбивых стихов-песен «Хасаука» и «Умар», заложивших первые кирпичи в фундамент карачаевской поэзии и ставших ее золотым фондом. Песни Кючюка — это пламенный призыв к борьбе за свободу и независимость, честь и национальное достоинство, это восторженный гимн дружбе и братству народов, мужеству и героизму простых горцев, это страстное, испепеляющее обращение к предательству князей, богачей и изумительно верный показ общности их антинародных интересов с интересами царизма, это пламенное завещание будущим поколениям быть всегда стойкими борцами за справедливость и счастье народное.
Магомет Байрамуков дал светское образование всем своим пятерым сыновьям — Касыму, Дахиру, Ильясу, Ахмату, Хамиту. Из них наиболее заметный след в истории карачаевского общества оставили Ильяс и Ахмат, на ниве просвещения работал и их младший брат Хамит.
После Учкуланской школы открывается в 1879 году в Верхней Теберде вторая светская школа — одноклассное училище с 4-годичным сроком обучения. Инициатором и основателем был первый старшина аула, известный в Карачае общественный деятель прапорщик Ожай-Хаджи Байчоров. Это был, как и Магомет Байрамуков, человек либеральных взглядов, противник переселения в Турцию, поборник укрепления дружбы с русским народом. В последующие годы было открыто еще несколько школ. И хотя светские школы только частично удовлетворяли спрос, давали небольшой объем знаний, значение этих школ на деле было гораздо большим, чем это предусматривалось царской администрацией. Школы не только учили горских детей письму и счету, они знакомили их с материальной и духовной культурой русского народа, с его демократической литературой, прививали им прогрессивное мировоззрение, любовь и жажду к знаниям, расширяли кругозор населения.
Первые учителя были приезжими, главным образом, русскими, положившими начало просвещения в карачаевских аулах. Много лет проработали в карачаевских школах М. Алейников, Л.А. Гриневич, В. Витковский, П. Никитин, В. Басон и другие. Но настоятельно необходимы были учительские кадры из местных людей, хорошо знавшие язык, обычаи, традиции, культуру, психологию коренного населения.
В этой связи небезынтересно привести выдержку из статьи М. Андреевича «Карачаевцы»: «Когда горцы узнали (в а. Учкулан), что мы учителя, то они усердно стали жаловаться на то обстоятельство, что к ним присылают учителей, не знающих совершенно их языка, а потому не могущих достигать их желанных результатов» (1, с. 2).
Первоначально большую роль в подготовке кадров педагогов, просветителей, общественных деятелей из северокавказских горцев сыграла Ставропольская мужская гимназия, по праву считавшаяся лучшим светским учебным заведением на Северном Кавказе. Из среды горцев, учившихся в разное время в гимназии, выросла замечательная плеяда людей, оставивших неизгладимый след в общественно-политической жизни народов нашей страны: абазинский просветитель Адиль-Гирей Кешев, осетинский поэт-демократ Коста Хетагуров, карачаевский публицист Ислам Хубиев и другие. Среди них почетное место принадлежит Ильясу Байрамукову, который учился в ней с августа 1878 года по июнь 1889 года. В годы учебы он постоянно испытывал материальную нужду, так как в отличие от княжеских детей он обучался не за казенный, а за свой счет, выплачивая по 215 рублей в год. Но сознание того, что учеба и приобретение знаний нужны не только ему самому, но и его родному народу, давали ему силу и терпение.
Учеба и годы жизни в Ставропольской гимназии дали юному горцу не только большой объем знаний в области различных наук, но и широко раздвинули рамки его общественно-политического мышления, он жадно впитывал демократические идеи своего времени, прочно пустившие корни в гимназии.
Среди русских учителей гимназии были истинные поборники распространения просвещения среди северокавказских народов, например, замечательный педагог и писатель, друг известных русских ученых-гуманистов Н.В. Станкевича и Т.Н. Грановского, попечитель Кавказского учебного округа Я.М. Неверов (1810-1893). «Я.М. Неверовым Кавказ воспринимался, — отмечает К.Э. Штайн, — как единая этносфера, где взаимовлияние культур приводит к особому состоянию их плодотворной деятельности» (4, с. 117-118).
Это светлой памяти Януария Михайловича Неверова в год его смерти посвятил свои проникновенные стихи Коста Хетагуров:
Я не забыл, как светочем познанья
Он управлял могучею рукой,
Когда с пути вражды и испытанья
Он нас повел дорогою иной.
Мы шли за ним доверчиво и смело,
Забыв вражду исконную и месть, —
Он нас учил ценить иное дело
И понимать иначе долг и честь… (3)
Здесь также уместно будет сказать, что «понимать иначе долг и честь», т.е. постоянно думать о просвещении своего народа, его развитии, месте и роли среди других народов, укреплении дружбы между ними учили гимназистов и те немногие преподаватели-горцы, работавшие в разные годы в Ставропольской гимназии, например, черкесский просветитель и общественный деятель Умар Берсей.
В стенах этого учебного заведения витал дух декабристов, многие из которых были сосланы на Кавказ, большое влияние на гимназистов оказывала деятельность революционеров-разночинцев, здесь зачитывались произведениями великих русских демократов: А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева.
Такова была идейно-политическая атмосфера, окружавшая Ильяса Байрамукова и оказавшая решающее влияние на формирование его мировоззрения. Полный надежд и прогрессивных устремлений, с горячим желанием нести просвещение в горские массы, возвращается в июне 1889 года после окончания учебы в гимназии молодой Ильяс Байрамуков в родной Карачай, где он был назначен учителем в единственную в своем роде во всем Эльбрусском округе горскую школу — в Учкуланское училище. С этого времени начинается подвижническая, полная лишений, невзгод и трудов педагогическая и просветительская деятельность первого карачаевского светского учителя Ильяса Магометовича Байрамукова. Русские учителя, работавшие в Учкуланском училище, с большой теплотой приняли в свою среду молодого учителя-горца и оказывали ему всевозможную помощь в начале его педагогического пути. Ильяс Магометович в свою очередь помогал своим русским коллегам глубже усвоить приемы и методы народной педагогики, лучше узнать историю, фольклор, быт, традиции и обычаи карачаевцев и других горских народов. Такая взаимная помощь обогащала учителей, делала занятия интереснее, способствовала повышению педагогического мастерства. Светлую память о русских учителях-коллегах Ильяс пронес через всю свою жизнь. Горские учителя высоко ценили самоотверженный труд, бескорыстную дружбу своих русских братьев на ниве просвещения. Сколько, например, чувства, проникновенности, признательности в их словах, произнесенных в 1915 году и обращенных к учителю К.В. Пара- диеву — заведующему Бибердовским нормальным училищем — по поводу его юбилея: «Дорогой коллега Константин Васильевич! Позвольте нам, учителям-горцам, представителям горского населения, на просвещение которого Вы отдали четверть своей жизни, присоединиться к общему голосу съезда учителей и выразить Вам свою глубокую благодарность и признательность за понесенные труды в деле просвещения наших темных масс». И далее подписи: И. Байрамуков, Х. Халилов, К. Чапаров, А. Мардов, У. Чапаров и Т. Биджиев.
Появление Ильяса Байрамукова в Учкуланском училище стало ярким, незабываемым событием в жизни карачаевского общества. Горские дети впервые видели и с благоговейным вниманием слушали чистую русскую речь из уст своего соплеменника — учителя Ильяса. А он — молодой, красивый, статный, одетый в изящную черкеску — говорил им о необходимости просвещения, знаний, о значении русского языка для овладения науками, рассказывал им об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Л.Н. Толстом, об истории Кавказа, России… Перед детьми открывался новый, доселе неведомый мир, и они, увлекаемые речью учителя, произносимой то на русском, то на карачаевском языках, следовали за ним, хотели быть похожими на него… И как ни старалось фанатическое мусульманское духовенство уменьшить тягу учащихся к светским знаниям, к русской школе, с приходом Ильяса Байрамукова желающих учиться в Учкуланском училище становилось с каждым годом все больше и больше. Число учащихся в Учкулане быстро росло. Если в конце 70-х годов XIX века их было всего 20-30 человек, в 80-е годы — 90, то к началу XX века — 166. Причем число родителей, которые желали отдать детей в школу, уже значительно превосходило количество мест в училище. В силу этого приходилось ограничивать прием — для каждого села выделялось только определенное число мест в Учкуланском училище. При такой обстановке остро встал вопрос об открытии новых школ. В этом направлении вместе с прогрессивными деятелями Карачая — Исламом Крымшамхаловым и Ахматом Байрамуковым — общекарачаевскими доверенными лицами — энергичную деятельность развивает Ильяс Байрамуков, при непосредственном содействии которого в 1895 году были открыты новые школы в Хурзуке и Карт-Джурте.
В этот период Ильяс поддерживает смелые, радикальные действия своего младшего брата Ахмата, который в 1895-1896 годах, будучи старшиной аула Хурзук, выступил за уравнительное распределение земли между всеми жителями карачаевских аулов. Более того, Ахмат Магометович разделил жителей аула Хурзук на пять категорий по имущественному признаку, причем бедных аульчан освободил от налогов и сборов, а княжеские фамилии впервые в истории Карачая обложил высоким налогом в пользу всей общины. Это, естественно, вызвало резкое недовольство князей и богачей, привело к усилению классовой борьбы в ауле и в конечном счете к отстранению от должности старшины и временному аресту Ахмата царской администрацией, что не могло не сказаться отрицательно и на положении Ильяса Магометовича. Но он, человек прогрессивных взглядов, воспитанный на лучших демократических традициях Ставропольской гимназии, страстный борец против социальной несправедливости и сословных предрассудков, несмотря ни на что, добивается разрешения и основывает в 1897 году в Верхней Маре начальное одноклассное училище, заведующим которого проработал непрерывно 12 лет. Здесь в Маре, как и в Учкулане, Хурзуке, Карт-Джурте, он стремится осуществить, как писала газета «Кубанские областные ведомости» (1900, № 15), дерзкую по тем временам для горского общества идею — «обучить девочек грамоте». И хотя на этом пути его ждут большие трудности, огорчения и разочарования, он не отступает, постепенно, буквально единицами, привлекая в школу горских девочек, с огромным трудом преодолевая сопротивление духовенства и косность взглядов части населения. Несколько позднее усилиями Ильяса Байрамукова, Саида Халилова (тоже выпускника Ставропольской гимназии), Тохтара Биджиева (ученика и коллеги Ильяса) и других открываются женские школы в Зеленчуках, Теберде, Малом Карачае.
Ильяс Магометович мастерски использовал приемы народного воспитания в своей педагогической практике. Он умело прививал своим воспитанникам трудолюбие, чувство ответственности за выполняемое дело, стремление быть полезным окружающим людям и другие ценные качества. Он широко пользовался методами, активизирующими и развивающими мышление учащихся, методами, которые позволяли учащимся самостоятельно прийти к нужным выводам, обобщениям, правилам. Большое значение он придавал наглядности в обучении, связи полученных теоретических знаний с практикой и т.д.
Несомненной заслугой И.М. Байрамукова является, как отмечалось в московском журнале «Русская жизнь» (1904 г., № 5-7), то, что он стремился через школы развивать не только духовную, но и материальную культуру народа путем расширения хозяйственно-экономического кругозора горцев-скотоводов через привитие культуры огородничества, садоводства, пчеловодства. Для этого он выписывает разные семена из Харькова, Киева, Екатеринодара, настойчиво побуждает к этому делу своих коллег из других школ. И если вначале горцы неодобрительно относились к этому начинанию учителя, считая, что это занятие недостойно мужчин, то вскоре, поняв полезность сельскохозяйственных работ, они усердно начинают заниматься огородничеством и садоводством и уже с большим одобрением относятся к деятельности учителя Ильяса и в этой сфере,
Вот несколько авторитетных свидетельств о деятельности И.М. Байрамукова в области развития культуры земледелия и садоводства в Учкулане, Хурзуке и Верхней Маре.
В тифлисском журнале «Кавказский вестник практического садоводства» (1902 г., № 121), писали, что «сельскохозяйственные занятия при школе не прошли бесследно, у многих горцев появились сады, огородные овощи и пасеки». Журнал «Сельский сотрудник» (1909 г., № 9) писал, что «благодаря энергичной деятельности И.М. Байрамукова при школе взялись за организацию садоводства и пчеловодства». В краевой газете «Советский юг» (1924 г., № 67) известный публицист Ислам Карачайлы (Хубиев) указывал, что «при Учкуланской школе имеется образцовый школьный сад, созданный трудами и заботами известного горского педагога И.М. Байрамукова…».
Учкулан — сердце Карачая. И где бы ни был Ильяс Байрамуков, он всегда тянулся к нему, жил заботами и тревогами родного Учкуланского училища, где он начал свой подвижнический труд педагога-просветителя, где он обрел педагогическую зрелость и мудрость и где оставил часть своего горячего страстного сердца. Родные стены школы, шелест любимого им молодого школьного сада, вечнозеленые высокие горы, снежная вершина Эльбруса постоянно звали и манили его. Но был гражданский долг — быть прежде всего там, где ты больше всего нужен простому народу, трудящимся-беднякам. Таково было его кредо — кредо просветителя-демократа, защитника униженных и обездоленных. Работая не покладая рук, урывая из своей зарплаты на оказание помощи детям из бедных семей, Ильяс Магометович сделал все возможное для развития образования и культуры в Маринском ущелье. В повседневной, будничной, но самоотверженной работе, в радостях и терниях незаметно пролетели 12 лет педагогического труда в Маринской школе. За это время из стен училища выпущено несколько сот учеников. Это давало чувство внутреннего удовлетворения, исполненного долга. Впереди были новые планы по развитию школы… Но в 1910 году по решению вышестоящих учебных органов в целях укрепления Учкуланского училища Ильяс Байрамуков снова был направлен в Учкулан в качестве заведующего училищем, где он и проработал до конца своей жизни. У Ильяса на душе было и радостно и грустно. Радостно от того, что он возвращался в свою первую педагогическую обитель, где его ожидало большое поле деятельности; грустно от того, что он покидал основанное им Маринское училище, своих многочисленных учеников, простых, трудолюбивых маринцев, всех он их полюбил за эти 12 лет, отдал им вторую половину своего сердца и был уважаем и любим ими. Утешало немного только одно — он, кажется, сделал все, что мог сделать за эти годы… А что касается возвращения в Учкуланское училище, то он опять выполнял свой гражданский, патриотический долг.
Вернувшись в Учкулан, Ильяс Магометович развивает бурную деятельность по укреплению и развитию Учкуланского училища. По его ходатайству перед канцелярией Кавказского учебного округа Учкуланское двухклассное училище с пятилетним сроком обучения было преобразовано в 1913 году в высшее начальное училище с восьмилетним сроком обучения, которое стало самым крупным учебным заведением в Карачае и Черкесии. Перевод Учкуланской школы в разряд высшего начального училища имел большое значение для горцев, так как заканчивавшие его получали право продолжать учебу в средних специальных учебных заведениях, на двухгодичных учительских курсах и т.д.
Для улучшения производственно-профессионального обучения И.М. Байрамуков добивается расширения ремесленного отделения школы, которое по его инициативе было создано еще в 1897 году. В своем отчете в январе 1911 года Ильяс Байрамуков писал: «Дети хорошо усваивают работу и местные жители весьма охотно относятся к ремеслу и охотно отдают детей обучать мастерству. Многие окончившие курс в среде своих слывут за хороших мастеров и пользуются уважением сельчан. Успехи по ремеслу гораздо лучше, чем успехи в нормальных училищах. Все ученики ремесленного отделения обучаются грамоте в училище же. Всегда приход превышает расход так, что чистой прибыли, кроме расходов, от продажи ученических изделий насчитывается до 120 рублей». В ремесленном отделении обучались столярному и токарному делу не только ученики школы, но и более взрослые жители аулов. Заведующий училищем проявляет завидную энергию по изысканию средств для пополнения школьной библиотеки, физического кабинета, уделяет значительное внимание музыкальному обучению детей.
Неустанными усилиями и стараниями И.М. Байрамукова Учкуланское училище становится одним из самых лучших учебных заведений во всей Кубанской области. Заведующий училищем гордился и дорожил этим. Он постоянно повторял своим ученикам: «Берегите книги и школьные пособия — они куплены на трудовые копейки народа, пропитаны слезами и потом бедняков». К.Л. Хетагуров в своей статье «Церковно-приходские школы в Осетии» писал: «В горной Осетии положение учащихся невыносимо еще потому, что там школьные здания похожи скорее на хлев, чем на просветительное учреждение… В Карачае, Кубанской области сельские школы Министерства народного просвещения, содержимые на счет населения, имеют пансионы, благодаря чему детям из разбросанных по ущельям аулов не приходится бегать в школу зимою по морозу полунагими… Школьное здание в Уч-Кулане большое, двухэтажное, выстроенное при бывшем уездном начальнике Петрусевиче. В горной Осетии, где население приходов разбросано на равных крутизнах, на расстоянии 5-6 верст <…> необходимы такие же школы, как в Карачае» (3, с. 294-295).
Значение Учкуланского училища, во главе которого в течение многих лет стоял Ильяс Магометович Байрамуков, в истории карачаевского народа очень велико. Эта школа стала первым очагом светского образования и культуры в глухих горах Карачая, в ее классных комнатах горские дети впервые познакомились с демократической русской и европейской культурой, из ее стен вышли тысячи просвещенных горцев, она значительно расширила общественно-политический кругозор народа и подняла его идейно-нравственный уровень на новую высоту. Многие ученики Ильяса Байрамукова оставили заметный след в различных областях деятельности: Асхат Биджиев — один из родоначальников карачаевской поэзии, автор первых учебников для карачаевских школ, первый кандидат медицинских наук среди карачаевцев, известный хирург; Ахмат Байрамкулов — доцент, видный языковед-тюрколог, автор учебников по карачаево- балкарскому языку; Шогаиб Блимготов — редактор Карачаевского книжного издательства; Кады Бостанов — крупный хозяйственный работник, заслуженный шахтер РСФСР, лауреат Государственной премии СССР; Ахмат Кубанов и Давлет Байрамуков — одни из первых советских инженеров-карачаевцев, длительное время проработавших на важных участках горной и оборонной промышленности, и др.
Ильяс Магометович Байрамуков был талантливым и глубоко почитаемым педагогом-просветителем, к голосу которого прислушивались во всем Карачае и стар и млад. На аульных сходах и в органах управления этот голос страстно и убежденно отстаивал интересы трудящихся, бичевал все темное, несправедливое, этого голоса боялись богатеи-эксплуататоры и реакционное духовенство. К его авторитетному мнению и мудрым советам внимательно прислушивались его младшие коллеги из других школ — карачаевские учителя Хызыр и Саид Халиловы, Тохтар Биджиев, Рамазан Куатов, Иммолат Хубиев, Наны Токов, Шогаиб Блимготов и другие. Человек кристальной чистоты, для всех них он был примером самоотверженного и бескорыстного служения народным интересам на благородной, но тернистой ниве просвещения.
Будучи горячим поборником просвещения, Ильяс Байрамуков призывал своих коллег постоянно совершенствовать свое мастерство, принимал вместе с ними активное участие на педагогических съездах учителей Кубанской области. С трибуны этих съездов часто звучала взволнованная речь Ильяса Магометовича о неотложных проблемах развития образования в горских аулах.
Выдающейся заслугой Ильяса Байрамукова является то, что он в течение нескольких десятилетий своим высоким духовно-нравственным примером служил укреплению дружбы между народами Карачаево-Черкесии и русским народом. «Разъяснял, — отмечают исследователи, — что в отличие от официальной, самодержавной России, есть Россия демократическая — страна Пушкина и Лермонтова, Герцена и Чернышевского, простого рабочего и труженика-крестьянина» (2, с. 3).
Среди друзей и товарищей И.М. Байрамукова были видные прогрессивные деятели — осетинский поэт Коста Хетагуров, русский художник-демократ Н.А. Ярошенко, дагестанский революционер Саид Габиев, абазинский педагог Татлустан Табулов, ногайский просветитель Абдул-Хамид Джанибеков, русские историки В.М. Сысоев, Б.В. Миллер, ГФ. Чурсин, А.М. Дьячков-Тарасов,
В.Я. Тепцов, Н.Я. Динник, венгерский ученый В. Прёле, которые пользовались его неизменным гостеприимством и глубокой осведомленностью в разнообразных сторонах жизни и быта народов области.
В одной из своих статей, опубликованной в петербургской «Мусульманской газете» (1913 г., № 23), Ильяс Магометович ратует за развитие народного образования в Карачае, критикует фанатичных эфенди и мулл, тормозящих дело прогресса, разделяющих людей по религиозным признакам, выступает за сплочение народов, за интернациональное воспитание горцев. При этом он имел бы полное право сослаться на опыт Учкуланского училища, в котором обучались не только карачаевцы, но и балкарцы, черкесы, абазины, ногайцы, русские, грузины, евреи, осетины, дагестанцы. Совместный процесс обучения различных национальностей и верований, демократические идеи, которые несли Ильяс Байрамуков и другие учителя, становились в детских душах первыми ростками понимания ими необходимости дружбы между людьми независимо от их национальной и религиозной принадлежности.
Несмотря на тяжелую болезнь, И.М. Байрамуков продолжал руководить Учкуланской школой и одновременно, будучи инспектором школ Большого Кара- чая, активно помогал организовывать новые школы, развивать народное образование и культуру.
В декабре 1921 года после сложной операции И.М. Байрамуков скончался в Кисловодске. Похоронен он в ауле Хурзук на берегу родной Кубани у подножия беспредельно любимых им вечных гор. Был жгучий мороз, но собравшийся народ не расходился — он прощался с любимым учителем…
Дело, которым жил И.М. Байрамуков, продолжили его многочисленные воспитанники. Добрые семена, посеянные им на горскую ниву просвещения, дали благодатные всходы. Память о нем живет в сердцах и мыслях его народа. В одной из народных песен говорится: «Иги, терен окъуй-окъуй барсам, устаз Ильясны джетерме» («Если я буду учиться прилежно и долго, то стану таким, как учитель Ильяс»). Учкуланская средняя школа — преемница Учкуланского высшего начального училища, где И.М. Байрамуков проработал в течение 20 лет заведующим и учителем, — названа его именем. Имя Ильяса Байрамукова носят также улицы в его родном ауле Хурзук и городе Карачаевске.
И.М. Байрамуков предстает из XIX века, в котором он жил, нашим современником, обладающим разносторонними знаниями, стойким характером, удивительной результативностью своих дел, умением общаться, налаживать связи, быть своим в разных социальных группах. Актуальность уроков биографии И.М. Байрамукова для нас, живущих в XXI веке, — непреходящее умение организовать свою жизнь, свое рабочее время, следовать своей цели.
Традиции самоотверженной подвижнической педагогической и общественной деятельности Ильяса Магометовича продолжаются и в наши дни. В роду Байрамуковых выросла целая плеяда педагогов, научных работников. Эта цепочка ярко прослеживается в семье Хызыра Османовича Байрамукова (1882-1944), племянника и любимого ученика Ильяса Магометовича, ставшего впоследствии известным общественным и государственным деятелем Карачая в конце XIX — начале 20-х годов XX века. Любовь его к своему учителю передалась настолько сильно, что он привил тягу к знаниям своим детям — дочерям Фатиме (1920-2005), Тамаре (1922-1991), Зое (1929-2006) и сыну Измаилу. Фатима Хызыровна и Тамара Хызыровна проработали всю жизнь педагогами, были награждены многими правительственными наградами. Зоя Хызыровна стала известным ученым, кандидатом педагогических наук, профессором, заведовала кафедрой карачаевской и ногайской филологии, впоследствии стала заведующей кафедрой русского языка Карачаево-Черкесского государственного университета, стала заслуженным работником высшей школы Карачаево-Черкесской республики, Почетным работником высшего профессионального образования РФ. Измаил Хызырович — доцент, кандидат экономических наук, много лет работал заведующим подготовительным отделением, деканом художественно-графического факультета, начальником отдела внутривузовского контроля, начальником Управления по качеству образования КЧГУ, является заслуженным работником высшей школы КЧР, отличником Народного просвещения РСФСР, Почетным работником высшего профессионального образования РФ. Эта любовь к педагогической деятельности, к знаниям, к культуре передалась и третьему поколению — внучкам Хызыра Османовича — Аджуа и Елене, работающим преподавателями в Карачаево-Черкесском государственном университете, по мере своих сил старающимся поддерживать традиции славного предка — Ильяса Магометовича Байрамукова — первого светского педагога и просветителя Карачая…
Библиографический список
- Андреевич М. Карачаевцы // Кубанский край. — 1912. — № 180. — С. 2-5.
- Невская В., Байрамуков И., Шаманов И. Учитель Ильяс // Ставропольская правда. —
№ 271, от 25 ноября 1989. — С. 3.
- Хетагуров К. Собрание сочинений: В 5 томах. — М., 1960. — Т. 4.
- Штайн К.Э. Гармония поэтического текста. Монография/Под ред. доктора филологических наук профессора В.В. Бабайцевой. — Ставрополь, 2006.
© ilmu.su