Ш.М. БАТЧАЕВ
(к. и. н., старший преподаватель кафедры Отечественной
истории Карачаево-Черкесского государственного
университета им. У.Д. Алиева)
После окончания Кавказской войны (1864 г.) политика российских властей в отношении горского мусульманского духовенства претерпела определенные изменения.
Главным ее содержанием стало включение системы организации мусульманского культа в состав системы управления горцами, которая сложилась после реформ конца 60-х гг. Подобные действия российская администрация предпринимала во всех регионах Северного Кавказа, в том числе и в Карачае.
Главным органом руководства мусульманской общиной стал Горский словесный суд, который выполнял функции не только судебного органа, но и духовного управления. В его состав входили два кадия и три депутата, а председательствующим был руководитель администрации (начальник округа, участка).
Гем самым, кадии окружного Горского словесного суда Эльборусского округа, в который входили все карачаевские селения по Кубани и ее притокам, а также два абазинских аула, помимо судебной власти являлись и духовными лидерами горцев.
Кадии избирались на общих сходах всех селений, после чего голоса суммировались и два претендента, набравшие наибольшее число голосов, становились кадиями, а следующие за ними еще два участника — их дублерами («кандидатами»). Однако, прежде чем занять свою должность, победители выборов должны были получить от старшин селений удостоверения, свидетельствующие об отсутствии у них судимостей, их нравственных качествах, и, что самое главное, о политической благонадежности священнослужителя и его верности монарху и российскому правительству. О личности претендентов делались также запросы в Кубанское областное жандармское управление. И только после выполнения всех этих проверок, начальник участка отправлял свой рапорт начальнику уезда (атаману отдела), а тот — начальнику Кубанской области, который своим приказом и утверждал в должности кадиев и депутатов.
Учитывая большое численное превосходство населения Ка- рачая, кадии и два депутата выбирались из их среды, а один депутат из жителей абазинских аулов. Так, на выборах 1870 гг. кадиями были избраны Магомет Байрамуков и Исмаил-Солтан Кочка- ров (кандидатами к ним Магомет Хубиев, Али Кубаев), депутатами — Джашарбек Байрамкулов, Салим-Герий Джанибеков (кандидатами к ним — Али Бостанов и Хаджи-Мырза Крымшамхалов) — все от Карачая, а от абазин — депутат Гельды Лафишев (кандидатом к нему Гога Гожев)1.
Впоследствии, с объединением горцев Верхней Кубани в составе Баталпашинского уезда (1871-1888), а затем отдела (18881920), один из кадиев представлял зеленчукских горцев (адыгов, абазин, ногайцев), другой — карачаевцев.
В подчинении окружных кадиев находились сельские и квартальные эфенди.
В большинстве сел Карачая сельских эфенди выбирали на общем сходе. И как при выборе сельских старшин, здесь также шла жёсткая конкуренция между претендентами, в которой сталкивались интересы различных социальных групп горского населения. Это объясняется тем, что претендентов на должность сельского эфенди было больше, чем на должность квартальных мулл, так как она была более престижной и предполагала большую власть, в масштабе всего селения. Существовала конкуренция и при выборах квартальных эфенди, которых в больших селениях (Карт- Джурт, Учкулан, Хурзук) обычно было 4-6 человек2.
Но, тем не менее, и те и другие на эту должность приступали своим обязанностям после проверки окружным кадием их знаний исламского вероучения суннитского толка и религиозных обрядов. Удачно выдержавшие экзамен получали письменное свидетельство от окружного кадия, что они соответствуют избранной должности. Если случалось так что, в одно место претендовали двое, окружной кади утверждал того, кто более успешно выдержал экзамен.
Однако главным условием для занятия должности духовного п ид ера, как и в случае с кадиями, было не столько обширность познаний эфенди, а его лояльность по отношению к власти и ее представителям. Старшина селения давал отзыв о политической благонадежности баллотирующегося на должность эфенди, его нравственных качествах, отношении к нему односельчан, причем первый из критериев был определяющим. По отношению к ним также проводились различные проверки и только после их благополучного исхода, эфенди утверждался приказом областного начальника.
Чтобы привлечь на свою сторону духовенство, российская администрация продолжила традицию ее поощрения, в числе остальной горской элиты.
Главным подарком властей стали земельные участки, что было наиболее ценным для Карачая, испытывавшего острый недостаток свободных земель. Так, кадии Исмаил-Солтан Кочкаров и Магомед Байрамуков в 1871 г. получили каждый более чем по 200 десятин земли, что было равноценно земельным участкам, полученным старшинами селений и офицерами, в основном происходивших из княжеских родов.
Большую роль духовенство играло во время войн России с зарубежными странами, в которых карачаевцы участвовали, начиная с Крымской (1853-1856). В этой ситуации духовные лидеры вдохновляли своих земляков на создание добровольческих отрядов в помощь русской армии и участие в войне. И их деятельность не оставалась неотмеченной. Кадиям и эфенди награждались медалями, чинами, денежными премиями.
Так, кадий Баталпашинского горского словесного суда Ма- гомет-эфенди Байрамуков «за усердную службу и полезные труды по формированию милиции и поддержанию в крае порядка и спокойствия» в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг., был награждён золотой медалью с надписью «За усердие» на Аннинской ленте для ношения на шее, а депутат того же суда Джашар- Бск Байрамкулов — такой же медалью для ношения в петлице4.
В 1905 г., во время русско-японской войны, серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте «для ношения на груди» был награжден «Кадий Горского Баталпашинского словесного суда по Хумаринскому участку» Джагапар-эфенди Хачиров5.
В функции сельских эфенди входило заведывание мечетями и мечетскими школами, преподавание в медресе, ведение метрических книг, составление списков мусульман, доставление кадиям сведений о мечетях, школах, новорожденных, браках и т. п. Кроме того, сельский эфенди принимал участие в заседаниях сельского, а 16 иногда и окружного словесного суда. По пятницам в главной мечети собирались все мусульмане данного селения, им читалась особая проповедь (хутба), одним из главных условий чтения которой было упоминание имени ныне правящего монарха.
Квартальный эфенди во всех вопросах должен был содействовать сельскому эфенди, являясь духовным наставником жителей своего квартала. Квартальная (пятивременная) мечеть служила местом ежедневной коллективной пятикратной молитвы мусульман данного квартала. В случае смерти одного из жителей в его квартале он возглавлял исполнение религиозных обрядов связанных с похоронами и поминками
Эфенди одного квартала не имел право вмешиваться в дела жителей других кварталов. Виновный в таком нарушении эфенди мог быть подвергнут штрафу в сумме двухсот рублей или удалению из общества сроком на три года. Для того чтобы понести такое наказание, было достаточно, чтобы эфенди, без официального на то разрешения, оформил «некях» (брак) девушке, проживающей в другом квартале.
Для подержания жизнедеятельности мусульманского духовенства и оказания помощи малоимущим семьям с населения собирался ежегодный натуральный налог, который назывался «саджит». Согласно нормам шариата, каждый двор платил одну десятую часть урожая от каждой культуры. Кроме того, «имевшие от 30 до 40 коров платили 1 годовика, от 40 до 60 коров — 2 годовика, от 60 до 70 коров — 1 двухлетка и 1 годовика, от мелкого скоса — по одной штуке с каждой сотни».
В пользу священнослужителей поступала также часть деура (плата за очищение покойного от грехов, совершенных им при жизни), жертвуемого родственниками умершего в пользу малосостоятельных жителей села. Помимо этого, каждый из них получал жалованье в виде вознаграждения за службу в мечети.
Таким образом, полностью контролируя действия мусульманского духовенства, российская администрация превратила этот слой горского населения в часть управленческого аппарата, которая, в большинстве случаев, являлась верным проводником госу дарствен ной политики на местах, что имело большое значение, учитывая, каким влиянием пользовались священнослужители в Карачае.
- Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 774. 1. Д. 187. Л. 92-96.
- Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики. Ф. р-548. Оп.1. Д.26. Л.54-54 об., 55-55об.
- ГАКК. Ф.454. Оп.1. Д.5701. Л.116, 143, 192.
- Приказы по Кубанской области и Кубанскому казачьему войску за 1878 г. Приказ №593.
- Приказы по Кубанской области и Кубанскому казачьему войску за 1905 г. Приказ №424
Известия Карачаевского научно-исследовательского института. Материалы историко-культурного общества «Аланский Эрмитаж». Выпуск 111. — Черкесск: КНИИ, 2007. С. 14-18
© ilmu.su