Т.Ш. Биттирова
Известия Кабардино-Балкарского
научного центра РАН № 3 (71) 2016. С. 168-175
В статье анализируются основные факторы зарождения и развития карачаево-балкарской публицистики в диаспоре, определяется роль северокавказской публицистики в сохранении национальной культуры в условиях этнического рассеяния. Круг авторов «кавказских» журналов, тематика публикаций — также предмет рассмотрения данной статьи.
Ключевые слова: кавказская политэмиграция, карачаево-балкарская диаспора, иноэтническая среда, публицистика как фактор сохранения связей диаспоры со страной исхода.
Публицистика, как принято считать, — «род литературы и журналистики, рассматривающий современные проблемы, актуальные политические, экономические, социальные вопросы. Цель публицистики — воздействовать на общество, привлечь внимание людей к какому-либо факту, добиться от них реакции. В публицистике всегда существует чётко выраженная авторская позиция и отсутствует художественный вымысел» [7, с. 88]. Как оперативный род литературы публицистика призвана освещать происходящие (или недавно произошедшие) события и давать им оценки. Общественная значимость публицистики заложена в возможности обратной связи, т. е. читатели могут полемизировать с авторами, дополнять их рассказы и очерки важными деталями, участвовать в раскрытии определенной темы и проблемы.
Главным условием становления публицистики является появление массового читателя, т.е. печатных органов, их доступность. С такими обстоятельствами пришлось столкнуться первым карачаево-балкарским публицистам, оказавшимся вдали от Родины. Поскольку помимо родного языка они знали только русский, то публицисты могли рассчитывать лишь на русскоязычную аудиторию. И эта аудитория, естественно, состояла из таких же эмигрантов, как и они сами. Пройдет немало времени, пока эмигранты научатся турецкому и европейским языкам и начнут писать уже на вновь изученных. Карачаево-балкарские публицисты первого призыва были прежде всего участниками белоэмигрантского движения, которые оказались на чужбине после подписания Карского российско-турецкого договора 1921 года, согласно которому Турция предоставляла им убежище. Более 200 тысяч беженцев нашли тогда кров в Турции. Многие из них оказались впоследствии в Европе, но большинство северокавказцев и азербайджанцев предпочли остаться в Турции, где уже были их национальные диаспоры. «Эмиграция кавказских народов, не принявших советскую власть, была достаточно масштабной. При этом в исторической науке анализируется главным образом история исхода русских из Российской империи. Оказавшись в других странах, преимущественно во Франции, которая приютила как русскую эмиграцию, так и иную, в том числе и кавказскую, многие представители Северного и Центрального Кавказа инициировали мощные общественно-политические движения», — отмечает И.Бабич [1, с. 99]. В числе выходцев из Северного Кавказа и Дагестана оказались горцы, вовлеченные в революционное движение и в той или иной мере причастные к работе Горской республики. Они считали себя правительством в изгнании и продолжали свою деятельность вдали от родных гор. Несмотря на то, что связь с родиной была весьма нерегулярной, не имеющей каких-либо видимых результатов, они на протяжении всей предвоенной истории не оставляли попыток хоть как-то повлиять на политическую жизнь северокавказских республик. В различных странах ими были созданы всевозможные комитеты, союзы и общества, целью которых было свержение большевистского режима и создание государственного объединения на Кавказе на федеративных началах. Среди них не было единства в определении типа государственного устройства на покинутой родине. Одни деятели видели ее в составе России на федеративной основе, другие — самостоятельным государством.
Как известно из многочисленных исторических источников, «белое движение» с первых лет эмиграции стало активно создавать политические организации для воссоздания империи в прежнем виде. Через несколько лет после исхода горцами Северного Кавказа и Азербайджана в Стамбуле была создана организация эмигрантов-кавказцев «Прометей» (к ним позже присоединились и грузины, просуществовала в 1926-1939 гг.) [6, с. 240]. «Из всех кавказских эмигрантских политических организаций, существовавших в различных странах мира, самым организованным было объединение «Прометей», созданное в Варшаве в 1925 году. В создании этого политического движения участвовали эмигрантские организации Грузии, Азербайджана, Северного Кавказа, Украины и Туркестана. В этом объединении видную роль играл внук Имама Шамиля — Мухаммад-Саид Шамиль (1901-1981). Он был признанным лидером северокавказской диаспоры в Турции и странах Ближнего Востока и одним из инициаторов и руководителей Народной партии горцев Кавказа», — пишет Н. Джавахашивили [8, с. 63].
15 июля 1926 года — день учреждения Комитета независимого Кавказа (КНК), который создавался в условиях строгой секретности, деятельность его была тщательно законспирирована. К примеру, такой штрих: в протоколах заседаний имена участников фиксируются только под псевдонимами. Благодаря более поздним публикациям, в частности, книге Георгия Мамулиа, где расшифрованы имена лидеров движения, мы узнаем, что авторами многих очерков и статей в печатных органах прометеевцев являлись балкарцы Ма- гометгерий Суюнчев (он упоминается под псевдонимами «Аслан», «Гирей Сунш»), Тау-солтан Шакманов и др. Что собой представляло движение, символом которого являлся прикованный к горам Кавказа Прометей? Характеристику его можно почерпнуть из многочисленных деклараций самого «Прометея». «Час победы кавказских народов пробьет лишь тогда, когда они выступят против России и перед всем миром как одно единое конфедеративное государство», — говорится в одной из них [6, с. 241]. К концу 20-х гг. в прометеевское движение были вовлечены все нерусские антибольшевистские эмигрантские организации. После окончательного объединения всех национальных кавказских центров (кроме армянских) был создан и его печатный орган «Прометей» (на русском языке). Первый номер журнала вышел в ноябре 1926 года в Париже. Через 10 лет, начиная с 1937 года, прометеевцы стали издавать 24-страничные бюллетени на немецком языке в Берлине с периодичностью 4 номера в год.
Основной целью «Прометея» было объединение кавказских горцев для освобождения Кавказа и создания независимого государства. Движение тайно поддерживалось большинством европейских стран. «Северокавказская секция, которая вследствие разногласий среди горских эмигрантов до 1933 года так и не смогла развернуться в национальный центр, была в основном представлена в комитете народной партией горцев Кавказа, возглавляемой Сеид-беком Шамилем» [6, с. 15]. Поддержка кавказских эмигрантов европейскими странами не ограничивалась только помощью при издании газет и журналов, многие бывшие царские офицеры были приняты на службу, их семьям давалась возможность трудоустроиться, а детям — учиться. Так, по свидетельству И. Марзоева, «в августе 1924 г. чехословацкие власти выделили Союзу горцев Кавказа 10 стипендий, чтобы Союз мог определить на обучение в вузы своих кандидатов. На эти стипендии были приняты: кабардинец И. Сидаков, балкарцы Н. Суншев и И. Урусбиев, осетины К. Зангиев и А. Кундухов, черкешенка М. Шуманукова, азербайджанец А. Султан-Задэ» [8, с. 141-142]. Когда
Турция под напором Москвы запретила северокавказские организации, центр борьбы переместился в Европу, в частности, Германию, Чехословакию, Польшу и Францию, там же стали издаваться их журналы и бюллетени.
Политические объединения кавказцев постоянно меняли свои названия, менялись страны и города, состав участников. Но неизменным было стремление свергнуть существующий в Советском Союзе строй, взять исторический реванш. Во многих объединениях мы наблюдаем активное участие представителей карачаево-балкарской эмигрантской среды. Так, к примеру, Пакт о создании Кавказской конфедерации от 14 июня 1934 года в Брюсселе подписывают «бывший председатель Национального совета Азербайджана, руководивший в то время Национальным центром, Эмин Расулзаде, бывший министр иностранных дел, а затем председатель парламента Азербайджана, руководитель делегации Алимардан бек Топчибашев, бывший председатель правительства Грузинской демократической республики Ной Жордания, бывший полномочный посол Грузии во Франции Акакий Чхенкели, северокавказцы — Мамед Г ирей Сунши, Ибрагим Чулик и Таусултан Шакман.
В Пакте Кавказской конфедерации были сформулированы основополагающие принципы этого объединения. Они базировались на принципах равенства. Руководить национально-освободительной борьбой народов Кавказа должны были избираемый Кавказский совет и его исполнительный орган — Президиум» [6, с. 64]. В становлении и развитии кавказской эмигрантской периодики большую роль сыграл кумык по национальности Баммат Гайдар (1890-1965). В 1929-1931 гг. он издавал в Париже журнал «Независимый Кавказ», в 1934-1939 гг. руководил организацией «Кавказ» и был редактором ее печатного органа — журнала «Кавказ», выходившего на русском, французском, английском, немецком, турецком, грузинском и армянском языках [4, с. 468].
Среди лидеров и одним из главных руководителей национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа был ингуш по происхождению Вассангирей Джабаги (1892-1961). После активного участия в бурных событиях начала 1917-1921 гг. оказался в эмиграции, жил в Турции, Польше и Франции. В 1924-1927 гг. — один из руководителей Комитета кавказских конфедератов в Стамбуле. Сотрудничая в 1926-1927 гг. с движением «Прометей», в 1928-1940 гг. находился в оппозиции как прометеевскому движению, так и входящей в него Народной партии горцев Северного Кавказа [3].
Слева направо сидят: Магометгерий Муссаевич Суюнчев, Джафер Сейдамет, Аяз Исхаки, Мамед Эмин Расулзаде; стоят: Мустафа Чокай, Мустафа Векилли, Таусолтан Келеметович Шакманов. Варшава, 30-е гг. |
Таусултан Шакманов принял участие в конференции народов Кавказа, на которой совместно с другими участниками подписал договор о создании Конфедерации народов Кавказа» [2, с. 49].Практически во всех изданиях «Прометея» активно сотрудничали балкарцы — политические эмигранты Таусолтан Шакманов и Магометгерий Суюнчев. О личности Таусолта- на Шакманова нам известно из публикаций М. Барасбиева. О его деятельности в прометеевском движении автор пишет: «Находясь в эмиграции, Таусултан Келеметович продолжал заниматься политической деятельностью и в 1928 г. участвовал в создании на территории Польши общества национальных эмигрантских групп из России, которое в честь героя греческого эпоса назвали «Прометей». Шакманов стал первым председателем правления этого общества. Следует отметить, что когда отдельные деятели «Прометея» предлагали установить связи со странами, в которых у власти находились фашисты, Таусултан Шакманов со вместе со своим земляком Суншевым (Суюнчевым — М. Б.) выступили против, настаивая на том, чтобы и впредь ориентироваться только на Польшу. В июле 1934 г.
В вышеназванной статье, посвященной кавказцам-масонам, И. Бабич дает краткую биографическую справку о Т. Шакманове [1, с. 99]. О нем также пишет Г. Мамулиа в книге «Кавказская Конфедерация в официальных декларациях, тайной переписке и секретных документах движения «Прометей»: «Шакман (Шакманов) Таусолтан (1891-?) — один из руководителей национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа. Окончил юридический факультет Московского университета. Помощник присяжного поверенного. Жил во Владикавказе. В марте 1917 г. принимал участие в создании временного ЦК Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Член временного ЦК. С весны 1917 г. член Нальчикского окружного исполнительного комитета. В мае 1917 г. избран кандидатом в члены ЦК Союза объединенных горцев. Стал секретарем Терского областного исполкома. В 1918 г. возглавил Нальчикский окружной народный совет, позже Кабардинский национальный совет. С января 1919 по март 1920 г. поддерживал генерала Деникина, работая в деникинской администрации Нальчика. После разгрома белых на Северном Кавказе бежал в Грузию. В эмиграции проживал в Турции и Франции. Вновь примкнул к сторонникам независимости Северного Кавказа. В 1930-х гг. один из руководителей горцев — участников движения «Прометей». Подписал в июле 1934 г. Пакт Конфедерации Кавказа. В 1935-1938 гг. член Президиума Совета Конфедерации Кавказа» [6, с. 241].
Таусолтан Шакманов был одним из составителей различных документов организации, многие годы бессменным секретарем заседаний. В протоколах его имя обозначено, как правило, литерами «Т.Ш.», псевдонимом «Т. Султан» и др. Будучи юристом высокой квалификации, Таусолтан Шакманов готовил различные документы движения. К примеру, 15 января 1935 г. им была составлена «Схема организации Совета Конфедерации Кавказа», принятая делегатами конференции кавказских политических партий и организаций, входящих в движение «Прометей». Он часто выступал по различным злободневным вопросам, давал справки, вёл разъяснительную работу. Борьба шла и внутри самой эмиграции, об этом красноречиво свидетельствует выступление Таусолтана на одном из заседаний: «Т. Султан от имени горской секции категорически заявляет, что Совет и президиум существуют; их работа и деятельность была совершенно легальна и признавалась горской секцией, что касается заявления Ибрагим-бея[*], то я должен заявить, что не было ни одного случая, чтобы я не ставил его в известность…
А что касается меня лично, то у меня нет никакой амбиции занимать какие-нибудь ответственные посты. Я везде и всюду являюсь заместителем ответственных работников» [6, с. 115].
Разногласия в различных вопросах политики в среде эмигрантов были привычным делом. Многие лидеры кавказских организаций соперничали, каждый стремился расширить сферу своего влияния. Такой вывод напрашивается при чтении как мемуарной литературы, так и полемических статей. Так можно оценить статью Г. Баммата в отношении Т. Шакманова в журнале «Кавказ», опубликованную в книге «Гайдар Баммат и журнал «Кавказ»: сборник статей за период существования журнала 1934-1939 гг.» [4] Здесь автор пытается принизить роль Т. Шакманова в революционном движении в период революций и гражданской войны, чтобы таким образом отвести все обвинения Т. Шакманова, напечатанные в грузинском журнале «Дамоукедебели Сакартвело», о недостаточной актуальности публикаций журнала, руководимого Бамматом. Такие события были повседневностью эмиграции, продиктованные особыми условиями их деятельности.
Атрибутировать статьи и очерки Таусолтана Шакманова непросто. Он ни разу не подписался под публикациями своим полным именем и фамилией. Данное обстоятельство было вызвано необходимостью тщательной конспирации, ибо чекисты отслеживали и выслеживали всё и всех. Как было отмечено выше, даже в официальных документах ему приходилось скрывать свое подлинное имя под различными псевдонимами. Расшифрованные на сегодняшний день псевдонимы Т. Шакманова «Т.Ш.», «Т. Султан», «Султан», «Таусолтан» дают нам возможность проследить за его публицистикой в журнале «Свободный Кавказ», где, естественно, он мог печататься и под другими псевдонимами. Наиболее значимые его статьи, обнаруженные нами, — «К предстоящему открытию радиостанции «Освобождение», «К 10-летию великого преступления», «Потенциальный враг».
Статья «К предстоящему открытию радиостанции «Освобождение» начинается заявлением, что «в холодной войне между тоталитарным коммунизмом и свободным демократическим миром колоссальное значение приобретает радио…» [10]. Это было время, когда наряду с печатными органами радио начало занимать важное место в распространении информации по всему миру, и данным обстоятельством не преминули воспользоваться эмигранты. Публикация свидетельствует об огромной работе, проделанной Таусолтаном Шакмановым в разработке концепции радиовещания, его структуры, основных целей и задач. «Учитывая, что коммунистическая пропаганда (в том числе) и радио, делает достоянием населения не все важнейшие новости, а только те из них, что считаются выгодными для коммунистического руководства, зачастую, при этом, искажая факты, радио «Свободная Россия» в своей ежедневной программе должно предусмотреть краткую передачу важнейших новостей с расчетом оповестить подсоветское население и о тех фактах, кои советская пропаганда скрыла от слушателя,» — писал Т. Шакманов [12]. Первоначальное название «Освобождение» было изменено на «Радио Свобода», активным сотрудником которого вскоре стал Махмуд Дудов. Принимал ли участие в его работе сам Тау- солтан Шакманов, нам неизвестно. Большая статья Таусолтана Шакманова «К 10-летию великого преступления» посвящена 10-летию выселения некоторых народов Кавказа в период сталинской диктатуры и снабжена историческим экскурсом [11]. Таким образом, Т. Шакманов одним из первых в карачаево-балкарской историографии пытался определить причины геноцида наказанных Сталиным народов.
Другая публикация Т. Шакманова в журнале «Свободный Кавказ» — «Потенциальный враг (Из записок бывшего политзаключенного)» стоит несколько особняком в творчестве публициста. Хотя повествование ведется от первого лица, несмотря на подробное описание лагерного быта, известно, что Т. Шакманов сам избежал судьбы политзаключенного. Возможно, в основу произведения легла история, услышанная в политэмигрантской среде, среди которой был знаменитый ингуш Созаруко Мальсагов — один из немногих политзаключенных в СССР, которому удалось сбежать из Соловков. С. Мальсагов — участник легендарного побега из Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). В издаваемом А. Ав- торхановым журнале была напечатано его письмо, в котором он призывал к единству все политические организации: «Издавая здесь, за рубежом, нужные и необходимые для нашего дела журналы…, мы взяли на себя моральную ответственность здесь, в эмиграции, крепить антикоммунистическое единство кавказцев до благополучного проведения нашего общего дела — освобождения Кавказа» [13]. Письмо С. Мальсагова передает общий дух и надежды объединенных вокруг кавказских изданий политэмигрантов.
В именном указателе сборника документов Г. Мамулиа общественной деятельности другого карачаево-балкарского публициста — Магометгерия Суюнчева — дана подробная характеристика: «Сунш (Суншев) Магомет Гирей (1883-?) — один из руководителей национально-освободительного движения народов Северного Кавказа. Балкарец, князь, в 1912 г. избран членом горского суда в Нальчике. В 1917 г. избран членом продовольственной управы в Нальчике. После Февральской революции в 1917 г. член КабардиноБалкарского национального совета. В 1920 г. после прихода большевиков скрылся в Грузии, затем вернулся к себе в горы. Один из руководителей восстания в Карачае в 19201921 гг. Затем эмигрант. Жил в Турции и Франции. Член ЦК Народной партии горцев Северного Кавказа. В 1930-х гг. один из горских руководителей движения «Прометей». Подписал в июле 1934 г. Пакт Конфедерации Кавказа. В 1935-1938 гг. член Совета Конфедерации Кавказа» [6, с. 235]. Магомедгерий Суюнчев и Таусолтан Шакманов похоронены под Парижем на известном кладбище эмигрантов Сент-Женевьев-де-Буа.
В изданиях кавказских политэмигрантов печатались не только аналитические статьи, но и письма, из которых можно почерпнуть, где и как обосновались наши соотечественники, какими идеями они жили. К примеру, только в нескольких номерах журнала «Свободный Кавказ» за 1952 год были опубликованы письма и сообщения Таппасханова, скрывавшегося под именами А. Ботай, С. Боташ, М. Онал, карачаевцев из Бейрута, М. Кочкарова и других карачаево-балкарских эмигрантов В №8 журнала за 1952 г. напечатан некролог на смерть Юсуфа Борлака (род. 15 мая 1913 г. в Джегуте): «Прошел тяжкий путь эмиграции. Последние годы он принимал активное участие в общественнорелигиозной жизни мусульманской эмиграции. Энергичной работой Юсуфа была организована мечеть в лагере Шлясгайм. Юсуф Борлак одновременно популяризовал среди кавказских беженцев идеи СКАНО». Первая публикация Мурата Борлака (который впоследствии был в числе активных авторов журнала) «Пути кавказской свободы» («Свободный Кавказ», 1952, №6, 29-30 с.) посвящена актуальным вопросам жизни эмиграции, здесь автор также напоминает о трагических путях, пройденных ею, и призывает всех, забыв распри, бороться против коммунистов.
Отношение к белой эмиграции в нашей стране менялось в соответствии с политическим курсом государства — от попыток физического уничтожения заметных фигур движения в период сталинизма до понимания причин возникновения эмиграции и сочувствия к элите российского общества, оказавшейся на обочине истории из-за государственного переворота в 1917 г. В исторической литературе также наблюдается неоднозначное отношение к политической и публицистической деятельности эмиграции. Оценки самые разные. Те, кто публикует документы движения, обходятся небольшими замечаниями, давая возможность читателю самим сделать выводы о деятельности эмигрантов. Но встречаются и такие работы, где резко отрицательные характеристики даны всем без исключения участникам «белого движения». В этом плане в качестве примера можно привести коллективную работу «Организация «Прометей» и «прометейское» движение в планах польской разведки по развалу России/СССР», где авторы представляют всех заметных деятелей прометеевского движения разрушителями России и одновременно резидентами нескольких разведок европейских стран [14].
Однако современная политика Российского государства, направленная на гласность и демократию, опирается на другую идеологию, дающую возможность признать эмигрантское движение фактом истории и культуры России и рассматривать его в неразрывном единстве со всеми историческими коллизиями страны начала бурного ХХ века. Об этом свидетельствует и такое важное событие, как открытие 5 октября 2015 г. мемориальноисследовательского и архивного центра русской эмиграции во Франции, созданного при поддержке Российской Федерации. «В официальной церемонии в Русском доме, на территории которого разместился центр, приняли участие мэр Оливье Леонар, посол России во Франции Александр Орлов, епископ Корсунский Нестор, руководители российских и французских музеев, многочисленные жители города. Исследователи смогут знакомиться в этих залах с фотографиями, архивными документами русской диаспоры, семейными реликвиями. «Наш дом будет хранителем истории русской эмиграции, — сказал в своем выступлении глава ассоциации «Русский дом», бывший министр французского правительства Жан де Буайю. — Мы хотим высказать нашу признательность президенту России Владимиру Путину за помощь и содействие в создании этого центра». «Русские эмигранты внесли большой вклад в развитие Франции, посвятив ей немало своих сил и талантов, — отметил российский посол. — Этот дом — памятник всем нашим соотечественникам, до конца своих дней мечтавшим о возвращении на родину» [9].
Таким образом, большинство кавказских эмигрантов были объединены в различные политические движения, основной целью которых было свержение Советской власти в СССР и возвращение на Родину. Их деятельность была многосторонней — от философских и литературных сентенций до призывов к вооруженной борьбе против Советов. Мы наблюдаем активное участие представителей из карачаево-балкарской эмигрантской среды в деятельности названных политических организаций. Участники белоэмигрантского движения балкарцы Таусолтан Шакманов и Магомедгерий Шакманов были также в числе активных публицистов, в статьях, очерках, зарисовках которых реализовались их идеи общественного и политического обустройства Кавказа в случае свержения советского строя.
ЛИТЕРАТУРА
- Бабич И. Кавказцы в русских масонских ложах Франции (1922-1933 гг.) // Кавказ и глобализация, Баку. Т. 8, выпуск 3-4, 99 с.
- Барасбиев М. Генеалогия Таусолтана Шакманова. // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Вып.2. Владикавказ, 2010, 46-51 с.
- Былинин В.К., Зданович А.А., Коротаев В.И. Организация «Прометей» и «прометей- ское» движение в планах польской разведки по развалу России/СССР // Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Т.3. М.: Кучково поле, 2007, 318-414 с.
- Гайдар Баммат и журнал «Кавказ»: сборник статей за период существования журнала 1934-1939 гг. / Составитель Доного Хаджи Мурад. Махачкала-Париж: Библиотека журнала «Ахульго», 2010.
- Джавахишвили Н. Из истории сотрудничества кавказских политических эмигрантов (в период с 1921-го до начала 1940-х гг.) // Кавказ и глобализация, Баку. 2009. Т 3. Выпуск 4.
- Кавказская Конфедерация в официальных декларациях, тайной переписке и секретных документах движения «Прометей» / Сост., пред., пер., прим. Г.Г. Мамулиа. М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2012. 240 с.
- Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под редакцией проф. А.П. Горкина. М.: Росмэн. 2006.
- Марзоев И.Т. Тагиата: привилегированное сословие Тагаурского общества Северной Осетии. С.141-142.
- Режим доступа — http://tass.ru/ Дата обращения — 05.10.15
- Свободный Кавказ. 1952, № 4-5. С. 35.
- Свободный Кавказ. 1952, № 1. С. 23.
- Свободный Кавказ. 1952, № 4-5. С. 36.
- Свободный Кавказ. 1953, № 3(18). С. 31.
- Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб. Т. 3. М.: Кучково поле, 2007.
CAUCASIAN EMIGRATION
AND KARACHAY-BALKAR JOURNALISM
T.SH. BITTIROVA
Institute of Humanitarian Researches of KBSC of the Russian Academy of Sciences”
360000, Nalchik, Pushkin St., 18
E-mail: kbigi@mail.ru
The article analyzes the main factors of the origin and development of Karachay-Balkar journalism in the diaspora. The article defines the place and the role of the Northern Caucasus journalism in preservation of the national culture during the ethnic dispersion. The present article studies the circle of the authors of «Caucasian» magazines as well as the thematic of publications.
Key words: Caucasian political emigration; Karachai-Balkar diaspora; foreign ethnic environment; journalism as a factor in preserving the diaspora ties with the country of origin.
Работа поступила 20.04.2016
Гайдаров Ибрагимбек (1879-1949) — один из руководителей национально-освободительной борьбы горцев Северного Кавказа. В 1918 г. занимал пост министра внутренних дел и министра почт и телеграфов Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана. С 1920 г. эмигрант, жил во Франции и Турции.
© ilmu.su